ОРУЖИЕ, Мозговые волны, взлом сознания, мозг

ОРУЖИЕ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
С. Коловоротный, kolos@au.ru www.ateney.ru

 

 

 


«… Все нереально?»
«Что есть реальность? И как определить ее?
Весь набор ощущений — зрительных, осязательных,
обонятельных — это сигналы рецепторов,
электрический импульс, воспринятый мозгом…»
Из диалога Нео и Морфеуса («Матрица»)

   Скорее всего, автор книги «Фальшивые зеркала» Сергей Лукьяненко предполагал, что «Оружие третьего поколения», описанное в произведении, безусловно, может существовать… или уже существует. Не раскрывая механизм работы подобной технологии, писатель описывает эффект от ее использования — человек, убитый в киберпространстве виртуальным оружием, погибает в реальности.

   Диптауна, виртуального мира, созданного фантазией писателя пока не существует, а вот технология интерактивного воздействия на сознание человека с использованием информационных систем уже есть.

   Многие сейчас могут сказать, что эти технологии, безусловно, существуют, только мы о них ничего знаем по причине закрытости или секретности ведения разработок. Но как же тогда противостоять данным технологиям, если о них ничего не знать? Попробуем приоткрыть завесу таинственности и рассказать о том, как выглядит это пресловутое «оружие третьего поколения», и что нужно сделать, чтобы не попасть под его «прицел».

   Все нереально…

   Начнем с того, что, действительно, можно подвергнуть сомнению существование в реальности любого предмета или явления. И об этом когда-то говорил даже известный философ и математик Рене Декарт. То есть, все то, что мы ощущаем (зрительно, осязательно, обонятельно и т. д.), — лишь сигналы наших рецепторов, электрические импульсы, воспринятые мозгом как нечто присутствующее в реальности.… При этом сознание часто ошибается — иногда случайно, а иногда намеренно. К примеру, когда мы видим то, чего нет на самом деле (положительные галлюцинации), или когда мы не видим того, что на самом деле есть (отрицательные галлюцинации). Другой пример — плацебо.

   Если обойтись без громоздких научных пояснений, что такое плацебо, приведем простой пример – так медики называют бесполезную таблетку, не содержащую лекарственной силы. Ее дают пациенту и говорят, что это замечательное лекарство. И вот, что удивительно – в половине случаев таблетка «срабатывает», и больной выздоравливает. Плацебо может быть веществом, процедурой или словесным выражением (!), главная его способность — мобилизация убеждений самого человека, и тем самым его иммунной системы.

   Плацебо может производить как позитивный, так и негативный эффект. В истории медицины имеется случай, происшедший во время одного футбольного матча. А история такова: четыре футбольных фаната заболели без всяких видимых на то причин. После короткого обследования и выяснения причин, доктор обнаружил, что все они пили слабоалкогольный налиток, приобретенный в автомате рядом с трибунами. На тот случай, если эти автоматы каким-то образом оказались зараженными, медперсонал посчитал разумным и предусмотрительным сделать объявление по стадиону с предупреждением не пользоваться этими автоматами, потому что они могут вызвать пищевое отравление. Никто не мог предвидеть дальнейших событий, а они были таковы: на всех трибунах люди стали падать в обморок и проявлять признаки болезни.

   Около 200 человек оказались в таком состоянии, что не могли двигаться, и пришлось вызывать машины скорой помощи из пяти госпиталей, чтобы доставить их всех в стационар. 100 человек было госпитализировано. Изучение этого случая показало, что автоматы были ни при чем. Когда эта новость была объявлена, люди стали волшебным образом выздоравливать, а пациенты в госпитале почувствовали себя значительно лучше и выписались... Вот она сила собственного внушения!

   Погружение в цифровую реальность

   Натуральная реальность и цифровая реальность – каковы их отличия? Пока наше сознание еще воспринимает грань между ними, и может отличить их, но это только пока. На взаимодействие человека с внешним (и внутренним) миром влияет такой неумолимый процесс, как Глобальное ускорение. В частности, ускорению темпа жизни содействует оперативный обмен информации, происходящий с помощью компьютерных систем. Пользователь, попадающий в жесткую зависимость от интерактивного обмена информацией внутри Глобальной сети, становится частью этих систем, уходя от привычного способа думать и действовать.

   Главным источником информации, на сегодняшний день, является электронная информационная сеть, и об этом говорят результаты различных опросов. Результаты одного из таких опросов, проведенного автором этой статьи с помощью ресурса www.poll4all.ru, в процессе которого было опрошено 133 человека, приведены в таб. 1-3.

ОРУЖИЕ
Рис. 1 Как часто вы обращаетесь за информацией в сеть Интернет?

МОЗГ
Рис. 2 Какой необходимый вам объем информации вы получаете из сети Интернет?

ОРУЖИЕ МОЗГ
Рис. 3 Насколько вырос объем информации, потребляемой Вами из интернет,
по сравнению с прошлыми годами?

   Признаками некого «слияния» сознания человека и информационной компьютерной среды является также перенесение значительного количества процессов жизнедеятельности человека в виртуальную информационную компьютерную среду. В компьютерной сети функционируют целые виртуальные корпорации, отдельные участки которой (от нескольких единиц до десятка тысяч) могут находиться в разных концах света. Будучи в электронном виде, огромные объемы информации становятся доступными для перемещения в любую точку планеты. В компьютерных сетях сотни тысяч людей не только осуществляют профессиональную деятельность, но и проводят большую часть свободного от работы времени – обучаются с помощью компьютерных программ, читают новости, производят поиск необходимой информации, общаются с другими пользователями Сети и т.д.

   Ряд специалистов, изучающих взаимодействие человека с компьютерными сетями, опираясь на свои исследования, утверждают, что на сегодняшний день происходит перестройка сознания в соответствии с функциональными особенностями цифровой среды. Иногда эта перестройка приобретает угрожающие формы, и тогда специалисты специальных клиник (как, например, в Китае) пытаются физически и психологически разорвать эту цель, вывести человека из-под влияния всемогущей компьютерной среды…
 

 

 

 

 

 

 «Взлом» сознания программными средствами

   Взаимодействие с компьютерными системами происходит с помощью уникальных инструментов – мозга и его сенсорных рецепторов. Усвояемость получаемой сознанием человека информации настолько выше, насколько более естественным образом компоненты компьютерных систем воздействуют на его сознание, нервную систему.

Взлом сознания   Было обнаружено, что психика особенно чувствительна к воздействию извне, когда человек на чем-то сосредоточен (и его подсознание может быть открыто для произведения прямого внушения). К примеру, таковым является состояние человека во время работы с компьютерными игровыми системами. Когда игроком завладевает процесс игры, его сознание слегка «уплывает», и в состоянии, близком к гипнотическому, на него можно воздействовать любыми методами - в том числе с помощью световых, цветовых, звуковых и др. комбинаций, предоставляемых программными средствами. Компьютерная анимация в играх производит сильный суггестивный эффект: в «открытое» подсознание пользователя осуществляется ввод информации, заложенной разработчиком.

   На сегодняшний день, разрабатываются методики такого воздействия, имеющие достаточно совершенную программную и аппаратную базу. К примеру, главный механизм обучающей программы «Learning Machine» — воздействие на сознание с целью ввода информации и закрепления полученных результатов, и все это — с помощью специфических техник воздействия на сознание. В рекламе продукта, опубликованной в газете «USA Today», говорится о том, что «Learning Machine» представляет собой высококачественный CD-плеер, преобразователь, очки виртуальной реальности с наушниками и набор лазерных дисков. Реклама этого продукта напрямую призывала «подключить» свое сознание к Learning Machine для повышения ментальной энергии, для программирования сознания на успех и для запуска фантазий виртуальной реальности. Таким образом, создатели данного продукта напрямую предлагают программировать сознание, и потребитель… идет на это, приобретая и используя этот товар.

   Отметим, что в данный момент, активно предпринимаются попытки закамуфлировать словесную информацию с помощью наложения музыки, шума и др., для того, чтобы сообщение воспринималось, но не осознавалась. Для проведения такого рода процедур используется несложный аппаратно-компьютерный комплекс, схема которого в общем виде представлена на рис. 1.

ОРУЖИЕ МОЗГ
Рис. 1 (из книги Смирнов И., Безносюк Е., Журавлёв А. «Психотехнологии»)

   Как утверждают специалисты НИИ психотехнологий РФ (http://www.psycor.ru/), на сегодняшний день уже существует ряд методов, позволяющих с помощью компьютерных программ обработки таким образом изменять спектральные характеристики акустического сигнала, что в нем будет неявно содержаться словесная информация гипнотического характера.

   По мнению специалистов НИИ, ими было получено средство кодирования речевого сигнала различными способами, которое при помощи ряда операций превращает исходный речевой сигнал в подобие «белого шума», при прослушивании которого не распознается на осознаваемом уровне не только смысл речевого сообщения, но и сам факт его наличия.

   «Мозговые волны» тоже поддаются обработке

   Мозговые волны – это не фантастика, и не придумка писателей, ими была названа электрическая активность головного мозга, являющегося, как известно, электрохимическим органом. Частота электромагнитных волн малой интенсивности, излучаемых мозгом, колеблется от 1 до 40 герц.

   Со временем выяснилось, что принудительное изменение ритмов (частот) мозга, воздействие на «мозговые волны» - есть не менее эффективный способ воздействия на сознание человека.

МОЗГОВЫЕ ВОЛНЫ   Биотоки мозга здорового человека обнаруживают при энцефалографии электрические колебания различной частоты. Если человек бодрствует и чем-то занят (пишет, читает), у него регистрируются колебания частотой 15-30 в секунду (бета-ритм).
Если он спокойно лежит с закрытыми глазами, начинают преобладать колебания частотой 8-13 в секунду — альфа-ритм.
В состоянии сна эти колебания сменяются более медленными, вначале с частотой 4-7 в секунду (тета-ритм), а затем, по мере того, как сон становится глубже, — колебания частотой 0,5-3 в секунду (дельта-волны).

   Метод, известный под названием бинауральной аудиостимуляции головного мозга, возник сравнительно недавно. Однако бинауральные ритмы были открыты немецким экспериментатором Г.В. Давом еще в 1839 г.МОЗГОВЫЕ

   Установлено, что бинауральная аудиостимуляция мозга волнами, имеющими определенную частоту, приводит его в состояние, в котором волны возникали натуральным путем. Работает эта технология так: когда в правом и левом ухе присутствуют сигналы двух различных частот, мозг вычисляет разность фаз между этими сигналами. В нормальных условиях это дало бы информацию о направлении звука. В том случае, когда звук идет из наушников мозг производит наложение этих двух сигналов, что в результате дает третью, «разностную», частоту биения, слышимую как бинауральный ритм. Он воспринимается как биения на частоте, равной разности частот, слышимых правым и левым ухом.

   Таким образом, бинауральное стимулирование мозга способно погрузить в транс человека, который может даже не догадываться о столь специфическом воздействии на него. Воздействие может осуществляться, к примеру, во время игры в компьютерной среде.

   В качестве примера, можно назвать несколько программных продуктов, способных оказывать такое воздействие, которые используются в медицинских, психотерапевтических целях. Это «BrainMaster AT-1 System AT-1-2.0 и AT-1-1.9A» (http://www.brainmaster.com) и «BrainWave Generator» (http://www.bwgen.com).

   Создаем модель взлома сознания…

   Итак, есть теория, и есть инструменты воздействия на сознание человека. Благоприятствует эксперименту и благодатная почва, а именно – мы уже достаточно глубоко интегрированы в информационную среду, созданную компьютерными технологиями. А существующее программное обеспечение можно использовать для построения технологии воздействия на сознание в удаленном режиме.

   Чтобы проверить, насколько это соответствует действительности, приведу описание небольшого эксперимента, который доказывает, что манипулирование сознанием человека с помощью программных средств – уже не миф, а реальность.

   Для создания экспериментальной модели был выбран специальный гипнотический текст, заимствованный из книги С. Горина «А вы пробовали гипноз?». Не вдаваясь в подробности, скажу лишь, что в тексте задействована целая серия специальных речевых техник (например, «техника вставленных сообщений», «перегрузка модальных каналов» и пр.). Модель осуществляет воздействие одновременно через аудиальный и визуальный канал связи (слух и зрение).

   С помощью программного продукта Brain Wave Generator компании «Noromaa Solutions» были сгенерированы бинауральные колебания определенной частоты. Созданный синтезатором «Digalo» гипнотический текст был наложен на частоты, сгенерированные Brain Wave Generator. Полученный результат был записан в один аудиофайл.

   В качестве видеоизображения были использованы визуальные спецэффекты, входящие в состав программных продуктов Real One Player, Winamp (опция — Visualizations). Аудио и видеоизображения с помощью программы Adobe Premiere были сведены в единый аудио-, визуальный «пакет», который и представляет собою модель эффективного направленного речевого воздействия на сознание человека.

   Для проверки работоспособности модели, в эксперимент была включена практическая задача, а именно — до начала работы с моделью и после испытуемым предлагалось выполнить тестовое задание, состоящее из 40 вопросов, представляющих собой математические и языковые задачи логического характера. Время, данное для выполнения теста — 30 мин. Набор задач включал в себя два варианта, разных по содержанию, но абсолютно идентичных по сложности. Таким образом, каждому испытуемому пришлось дважды пройти тест, выполняя разные варианты. Для «чистоты» эксперимента между выполнениями разных вариантов теста каждым из испытуемых был сделан временной разрыв в одну неделю.

   Во время первого этапа эксперимента каждый из испытуемых (всего 11 человек) выполнил первый вариант теста. Второй этап включал в себя погружение испытуемого в измененное состояние сознания с целью открытия ресурсов области его подсознания, а затем выполнение второго варианта тестового задания.

   Данные тестирований наглядно показали наиболее высокий процент правильных ответов при тестировании №2, что, несомненно, свидетельствует о повышении уровня работоспособности мозга информантов (испытуемых) вследствие взаимодействия с экспериментальной моделью воздействия на сознание в компьютерной информационной интерактивной среде.

   Чтобы не было ошибки, были использованы математические методы обработки данных. Обработка данных происходила в универсальной системе статистического анализа «Статистка». В результате подсчетов, была получена оценка, которая позволяет утверждать, что цель эксперимента была достигнута. Созданная модель направленного речевого воздействия на сознание человека с помощью интеллектуальных программных средств информационно-аналитических систем подтвердила свою эффективность. Модель позволяет, к примеру, достичь наилучшего освоения определенных учебных материалов (программ), а специфичность функционирования модели в компьютерной среде дает возможность использования ее, в том числе, в процессе дистанционного обучения.

   Кому лекарство, а кому… оружие?

   Все описанное выше было сделано, можно сказать, достаточно кустарным образом — при отсутствии профессионального оборудования, в «полевых» условиях, что, впрочем, не сказалось на получении результатов.

   Какова же реальная польза от разработки подобной технологии? К примеру, сфера образования. Во всем мире развитие систем обучения очень тесно связывают с информационными компьютерными технологиями. На первый план выходят технологии, которые на сегодняшний день, уже активно используются в процессе разработки учебных компьютерных программ: адаптивные и интеллектуальные системы, мультимедия и гипермедия, дистанционное обучение, интегрированные среды учебы, Интернет — системы, новейшие технологии изучения разных языков, виртуальная реальность и т.д.

   При разработке компьютерных учебных программ, использование знаний о специфике восприятия и переработки информации сознанием человека, способно помочь достичь наилучшего усвоения учебного материала студентами, в том числе во время проведения обучения в дистанционном режиме. Кроме того, используя специфические знания о техниках воздействия на сознание, можно существенно облегчить процесс переработки информации сознанием студента при усвоении определенной области знаний.

   Создав специальную технологию с использованием техник воздействия на сознание и интегрировав ее в компьютерные учебные программы, можно существенно оптимизировать учебный процесс за счет экономии времени и усилий из стороны, как преподавателя, так и студента, а также минимизации материально-финансовых затрат. Технология может быть использована как в процессе стационарного, так и дистанционного обучения, а также, в целом, может быть задействована в любой области человеческой деятельности, где имеют место какие-либо процессы обучения.

   Вместе с тем, мы помним банальную истину — одному топор служит инструментом для построения жилища, а другому для того, чтобы проломить голову неугодному. Можно ли пойти дальше и воздействуя на сознание человека, к примеру, в удаленном режиме, заставить данную технологию убивать? Теоретически — вполне возможно. И даже автор «Фальшивых зеркал» предполагает некоторые варианты — «остановка сердца, остановка дыхания, тетанический спазм — так, чтобы невозможно было вдохнуть…» и т.д. То, что воздействовать на сознание с помощью программных средств можно, в том числе в удаленном режиме – мы доказали, даже был проведен небольшой эксперимент. Кроме того, как было выяснено, сознание имеет достаточно сильную функцию (опцию) самовнушаемости, и внушить что-либо человеку не составляет особого труда.

   Можно ли предположить, что «Оружием Третьего Поколения» уже активно пользуются те, кто работает над этой технологией уже не первый год, имея под рукой профессиональное оборудование, получая задания, например, от неких секретных организаций? Ответ очевиден…

   Теперь можно сказать о том, что кибертерроризм – это не только взлом серверов, кража информации и т.д. Речь может идти о более серьезном преступлении - вторжении в сознание, взлома и ввода нужной информации. Дальнейшие действия «взломщиков» зависят от тех задач, которые они перед собой поставят. Можно убить, можно – стереть память, можно – заставить убить другого, или украсть у него нужную информацию. Всего и не перечислить.

   Но не будем забывать, что цель любой технологии – это совершенствование окружающего нас мира, улучшение условий труда, создание комфортного отдыха. Хочется надеяться, что данная технология даст Человечеству толчок к дальнейшему развитию, заставляя совершенствовать себя для различных глобальных задач. К примеру, таких, как освоение космоса…

Небольшая новость по теме

Человеческий мозг способен воспринимать информацию неосознанно
19.05.05. Libération
В
парижской клинике Питье был проведен интересный эксперимент. Проводили его биологи-когнитивисты совместно с медиками, специализирующимися на эпилепсии.
"Нужно было выяснить, могут ли такие абстрактные и сложные операции, как чтение, выполняться бессознательно", - говорит Линель Наккаш (институт INSERM), один из руководителей исследовательской группы. У нас в когнитивистике "сознательной" называется такая операция, которую субъект может описать, - поясняет ученый. - Например, когда субъект может сказать, что он прочел слово, которое было ему показано".
Но что происходит на бессознательном уровне? Улавливаем ли мы смысл слова, о котором мы не можем сказать, что мы его прочитали? Чтобы ответить на этот вопрос, ученые попытались найти след, оставляемый этим гипотетическим бессознательным чтением. И они нашли его, изучая записи электрических импульсов височных миндалин - структур, находящихся в "архаичном" мозге человека и, как считается, регулирующих человеческие эмоции.
Эти записи удалось сделать благодаря вполне осознанному и добровольному участию в эксперименте пациентов, страдающих стойкой эпилепсией, у которых в зону, близкую к миндалинам, были вживлены электроды для проведения нейрохирургической операции, пишет издание.
Трем пациентам ученые показывали слова с разным эмоциональным зарядом: некоторые из них вызывают страх ("яд", "опасность"), другие нейтральны, третьи окрашены позитивно ("соната" и др.). Эти слова оставались для них "видимы" очень короткое время (29 миллисекунд) и демонстрировались между двумя повторявшимися знаками, не несущими смысловой нагрузки. Такой "бутербродный" способ известен тем, что он не оставляет у человека никакого воспоминания об увиденных словах. Никакого сознательного воспоминания. Но, как выяснили ученые, и такие слова вызывают эмоции: каждому слову, ассоциирующему со страхом или удовольствием, соответствовала активизация миндалины, аналогичная той, которая вызывалась осознанным чтением тех же самых слов.
"Мы знали, что мозг способен реагировать на образы, видимые нами неосознанно (пауков, злые или приятные лица). Эта способность, безусловно, важна для выживания вида. Но теперь установлено, что мозг может неосознанно проводить сложную операцию, не заложенную в нас эволюцией", – поясняет Наккаш.
Таким образом, семантическое декодирование, видимо, может протекать как осознанно, так и неосознанно. "Как взаимодействуют между собой эти два типа обработки информации?" - задается вопросом Наккаш. Этот вопрос интересует как биологов-когнитивистов, так и психоаналитиков, а также специалистов рекламного дела, заключает издание.